Полезные статьи

Сложные ситуации в отношениях «руководитель-сотрудник»: где выход?

Для достижения запланированных результатов в бизнесе или в управлении подразделением руководителю важно находиться в ресурсном состоянии, когда есть энергия и истинное желание достигать поставленных целей. Состояние руководителя – одна из составляющих системного управления. Важно его отслеживать и управлять им.

Управление состоянием осуществляется через воздействие на две составляющие:
  1. Источники энергии – то, что дает стимул двигаться, положительно заряжает.
  2. Поглотители энергии – то, что снижает заряд на достижение целей, уводит в минус и как будто способствует опусканию рук.

Очевидно, что важно работать с обоими составляющими. Сегодня более подробно остановимся на поглотителях энергии, а именно на наиболее распространенном виде поглотителя энергии - сложных ситуациях в отношениях с подчиненными и вышестоящим руководителем.

Сложные ситуации выбивают из колеи, сильно повышают эмоции гнева, ярости, либо наоборот, печали, разочарованию, ведут к прокрастинации, снижению общего тонуса и «зависанию» в обдумывании произошедшего.
Сложная ситуация может проявиться как:

  • Открытый конфликт
  • Скрытый конфликт, когда соглашаешься, терпишь то, с чем не согласен
  • Недосказанность, когда сдерживаешь эмоции, чувства
  • Ощущение, что обидел, причинил боль оппоненту
  • И т.п.

У руководителя эти ситуации возникают, как при взаимодействии с подчиненным, так и при взаимодействии с вышестоящим руководителем. И в том, и в другом случае причина и алгоритм экологичного выхода один. Рассмотрим на примерах реальных ситуаций.

Ситуация 1. «С подчиненным»:
При проведении онлайн совещания руководитель попросил всех включить камеры. Все участники встречи выполнили просьбу, кроме одного. После отсутствия реакции на очередную просьбу, руководитель не выдерживает и с повышением голоса требует включить камеру, угрожая увольнением. Сотрудник без объяснения причины не включает камеру, руководитель в замешательстве, не знает, как «повлиять» на сотрудника, поэтому проводит совещание без включенной камеры у сотрудника. Очевидно, что после такого диалога состояние напряжения у всех участников. А у руководителя тем более. При этом ситуация создана неожиданно и буквально на пустом месте.
Как выйти экологично?
Для выхода из подобных ситуаций может быть использована формула высказывания:

«Когда я вижу/наблюдаю…» + «Я чувствую…» + «Поэтому прошу…» + «В противном случае я буду вынужден…»

Как это может звучать в данной ситуации: «Иван, когда я вижу черный экран вместо видео участника у меня возникает ощущение непонятности, что происходит, отсутствие визуального контакта и поэтому мне сложно доносить свою мысль до участников. Поэтому прошу в следующий раз присутствовать с включенной камерой. В противном случае, как бы мне этого не хотелось, мне придется провести совещание без твоего участия, принудительно отключив/отсоединив тебя от встречи. Надеюсь на понимание».

Аналогичный алгоритм может быть применен, когда сотрудник приходит повторно на совещание без камеры и требуется его отключить.

На что следует обратить повышенное внимание в этом алгоритме:
  • В данной схеме важно в первой части «я-высказывание», когда руководитель говорит о себе, о своих ощущениях и чувствах. Ошибкой является в этой части говорить «ты-сообщением», используя фразы «ты не слушаешь, «ты игнорируешь мои просьбы», «ты опять без камеры» и т.п.
  • Так же следует обратить внимание на последнюю часть «я буду вынужден…». Это искреннее намерение в кардинальных действиях, и при этом озвучивать его следует искренне, с акцентом на «вынужденность, «я правда этого не хочу, но буду вынужден сделать».

Ситуация 2. «С вышестоящим руководителем»:
Директор проводит совещание с руководителями подразделений, в процессе которого оценивает выполнение общего плана. Выясняется, что один из руководителей что-то сделал не так или не выполнил. Директор начинает открыто высказывать свое недовольство руководителем, переходя на личности, используя методы давления, возможно повышая голос. Это может проявиться комплексно, либо что-то из перечисленного. Смысл в обоих случаях один – нарушение личностных границ руководителя.

С такого совещания руководитель может выйти в одном из следующих состояний:
  1. Жертва – ощущение никчемности, опускание рук, неспособности, несоответствия требованиям, завышенные требования, несправедливость.
  2. Агрессор – ощущение гнева по отношению к директору, злость, раздражение.

Эти состояния описаны в психологической и социальной модели взаимодействия между людьми в трансакционном анализе Стивеном Карпманом в 1968 году в так называемом драматическом треугольнике или треугольнике Карпмана. Проявляться они могут и в профессиональных, и в личных отношениях, и в отношениях с детьми и родителями. Теория универсальная, и проверенная временем, подробнее описана здесь.
Выйти из этой ситуации можно использовав формулу, описанную выше в ситуации 1.

Важно это сделать для отстаивания своих личных границ и сохранения себя. Можно сразу на совещании или через небольшой промежуток времени успокоиться и поговорить с директором лично.

Высказывание может звучать так: «Иван Иванович, когда я слышу в свой адрес слова «…», «…», а также повышения голоса, мне очень неприятно, я опустошён, не хочу вообще ничего делать. Поэтому мне бы хотелось максимально избегать таких ситуаций. И если они будут впредь повторяться я буду вынужден покинуть совещание / открыто при всех участниках высказаться о недопустимости такого отношения в свой адрес / отказаться от выполнения таких задач / уволиться.»

Надо понимать, что в подобных ситуация увольнение – крайняя мера, и может быть применена после того, как испробованы все другие. Почему? Потому что причиной таких ситуаций является неумение руководителя отстаивать свои границы. И если не научиться этому, то ситуации будут повторяться в любой организации и в любом коллективе. Соответственно увольнение и смена места работы не поможет предотвратить подобные ситуации с вышестоящим руководителем.
Руководитель, не умеющий обозначать и отстаивать личные границы, «зеркалит» это в отношениях с подчиненными, не понимая личные границы подчиненных и не соблюдая их. Что конечно же приводит к сложным ситуациям с подчиненными.

Работать в таком состоянии крайне тяжело. Сложности во взаимоотношениях с коллегами по иерархии выше и ниже приводят к полной разбалансировке, что отнимает очень много энергии. Поэтому руководителю важно знать о личных границах, своих и подчиненных, уметь грамотно взаимодействовать со всеми на границе, не нарушая её. Знать о проявлении состояний в треугольнике Карпмана и осознанно в него не входить.

Осознанное выстраивание границ в отношениях «руководитель-сотрудник» способствует гармоничному управлению и формированию партнерских доверительных отношений в коллективе.

Научиться грамотно выстраивать границы можно. Для этого необходимо наблюдать за собой, своими проявлениями, своим состоянием, анализировать сложные ситуации, их причины. Это кропотливая работа, которая обязательно дает свои результаты в виде гармоничных рабочих отношений с коллегами и состояния легкости и радости от процесса управления. Эта работа требует времени, вложений достаточно большого количества личных усилий и работы над собой. Быстрее этот путь можно пройти, посетив тренинг, либо пройдя серию индивидуальных консультаций.
Буду рада помочь каждому руководителю научиться управлять осознанно и в гармонии с собой и окружающими!